Наше / ТЕАТР / Та самая Дульсинея

«Та самая Дульсинея»

По пьесе А. Володина «Дульсинея Тобосская» и роману М. Сервантеса «Дон Кихот»

Московский театр юного зрителя, 2011 г.

Режиссер -- Виктор Крамер

Художник -- Максим Исаев

В ролях: Наталья Мотева, Вячеслав Платонов, Арина Нестерова

Михаил Парыгин, Павел Поймалов, Андрей Финягин.

«"Та самая Дульсинея" -- это не просто продолжение романа Сервантеса, это переосмысление одного из главных образов мировой культуры. История превращения Дон Кихота в медийный продукт обещает быть не менее интересной, чем история превращения Алонсо Кихано в рыцаря Печального Образа».     MTЮЗ  /www.moscowtyz.ru/

По мотивам пьесы Володина часто ставят мюзиклы, но у этого спектакля, кроме обширной музыкальной составляющей, более глубокий подход к главному герою. Начитавшись в одиночестве рыцарских романов, Алонсо Кихано из Ламанчи называет себя странствующим рыцарем Дон Кихотом Ламанчским и отправляется совершать подвиги во имя возлюбленной... Оттолкнувшись от этих поверхностных фактов, режиссеру и его труппе удалось создать более сложный образ героя, показать его остроту и болезненность. 

В отличие от хрестоматийно-классического прочтения произведения Сервантеса, в постановке Крамера акцент смещен в пользу Дульсинеи -- обычной деревенской девушки Альдонсы, которую потерявшийся в мечтах о славе рыцарь сделал своим кумиром. Ей приходится не только все время оправдывать миф о самой себе перед толпами бродячих поклонников, но и самой в него поверить. Сам режиссер определил жанр спектакля как острую трагикомедию или «испанские стоны и вздохи в двух актах». Эта первая работа Виктора Крамера в Московском Театре Юного Зрителя стала возможной, когда он увидел среди артистов театра актрису, которая могла бы сыграть Дульсинею -- Наталью Мотееву.

«Во-первых, спектакль о том, как человеческое общество умудряется тонкое и ранимое превращать в попсу. Сегодня это можно наблюдать повсюду. Благородный Дон-Кихот, каким мы привыкли воспринимать этот образ, давно превратился в хорошо продаваемый медийный товар, как и его верный слуга Санчо Пансо, и прекрасная Дульсинея. Сегодня превращение всего и вся в кумиры -- актуальная и живая тема. А вторая вечная тема -- это любовь во всех сложностях ее проявления, и здесь главный автор -- великий романтик Александр Володин».                 

Виктор Крамер 

Пресса:

Режиссер Виктор Крамер и художник Максим Исаев сделали спектакль о посмертной славе Дон Кихота, приключениях его оруженосца Санчо Пансы и прекрасной Дульсинеи. Получилось действо, полное фантастических образов. Каждый из эпизодов спектакля похож на ожившую картину: сценография и костюмы тут не менее важны, чем игра актеров. К примеру, первая встреча Санчо Пансы и Дульсинеи происходит в дощатой будке-развалюхе с ветхим деревянным туалетом неподалеку. Строения возвышаются на фоне огромной стены из черных мешков для мусора -- в конце эпизода мешки обрушатся, завалив пространство сцены. Судя по диалогам персонажей, это Испания, судя по виду - российская глубинка, где все поголовно глушат бормотуху и дают волю эмоциям. Через визуальные образы раскрыта и одна из важных тем спектакля: любую легенду (в том числе и о Дон Кихоте) легко опошлить, превратив ее героев в объект масс-культуры и источник дохода для малого бизнеса. Портрет Дон Кихота растиражирован, выставлен напоказ в борделе, украшает футболки и чашки. Стало модно «донкихотствовать», признаваясь Дульсинее в любви. Но в облике самой Дульсинеи нет ничего общего с прекрасной дамой -- бунтарка Альдонка  грубовата, насмешлива, не  терпит ложного пафоса и прекрасным сказкам предпочитает правду, даже горькую и причиняющую боль. И пока жива Дульсинея, память о Рыцаре печального образа не впишется в каноны масс-культуры. В финале спектакля героиня, широко расставив ноги, играет на гармошке - и бойкая мелодия звучит, как реквием по Дон Кихоту.

Юрий Тимофеев, журнал «Театрал»

 

 

Отзывы