Наше / ОПЕРА / Царь Демьян

Царь Демьян

Современная опера в одном действии

 

Мариинский театр, Санкт-Петербург, 2002

Режиссер –– Виктор Крамер

Музыкальный руководитель –– Валерий Гергиев

Либретто –– Елена Поленова, по народной пьесе «Царь Максимилиан»

Композиторы –– Вячеслав Гайворонский, Леонид Десятников, Владимир Николаев, Ираида Юсупова, ТПО «Композитор»

Дирижер –– Александр Титов

Роли исполняют: Михаил Петренко, Лариса Юдина, Елена Соммер, Олег Безинских, Александр Герасимов, Андрей Илюшников, Владимир Миллер

Спектакль выдвинут на соискание премии «Золотая Маска», 2001 г.

Спектакль удостоен Высшей петербургской театральной премии

 «Золотой софит» 2002 г. в номинации «Лучший оперный спектакль»

 

«Ужасное оперное представление в одном действии»

 «”Царь Демьян” — духовная опера на манер народного лубка. Её авторы увлеченно, впрямую, без всякой дистанции и забыв о любой постмодернистской рефлексии, продолжают дело тех безымянных крестьян, кузнецов, солдат и фабричных, кто играл, создавал и насыщал смыслом своей жизни одно из самых простых, правдивых, ужасных и забавных произведений народного искусства».

Петр Поспелов

 

Критики назвали спектакль «современным по форме и фольклорным по духу». Вечный антагонизм музыки и сцены, замысла композитора и режиссерского решения разрешился здесь естественным образом — возникло то самое синтетическое целое, к которому призвана стремиться опера. Сценическое решение этой постановки стильно и лаконично. Облегающие трико певцов и деревянные ящики-клетки, в которых находится каждый из солистов, визуально проводят традиционное для оперной проблематики разделение души и тела. «Клетками» воюют и предаются забавам, «душами» — размышляют о человеческих страстях и судьбах России. Вокальное интонирование, так играючи меняющее манеру исполнения от академической до простонародной, воспринимается как диалог с публикой.

«Оперное действие построено в соответствии с лучшими традициями русской классики. Лирическая интрига окаймлена народными сценами и завершена этически-просветленным финалом. Здесь представлены все фигуры мифологического русского канона: царь-правитель, царевич-страдалец, носительница демонического Эроса, представители богатырской силы. Дума о России чередуется с комическими сценами. Все вместе приправлено изрядной долей неподдельного раешного юмора. «Оперное действие построено в 

Спектакль подлинно игровой — увлекательный и веселый. Площадной задор захватывает зал, который то и дело умирает от смеха — виданное ли дело в оперном театре?»  

Марина Дербенева

Отзывы

Галерея